Материалы

информация по фибробетону

ВСЕМИ ФИБРАМИ… БЕТОНА

Один день на северо-востоке Швейцарии

Валерий ЧЕКАЛИН Фибры души — (иноск.) силы душевныя
(намекъ на фибры, жилки, волокна органическаго тѣла).
Большой толково-фразеологический словарь
Михельсона (оригинальная орфография)
   
Традиционное представление о Швейцарии можно кратко представить всего лишь тремя словами: банки, сыр и шоколад. Сразу скажем, если с двумя последними ходе нашей краткой командировки в эту страну мы пусть и весьма фрагментарно, но все же сумели познакомиться (продегустировать), то знаменитую банковскую систему нам вполне заменила… фибра. Этим тонким полимерным волокнам, конечно, не суждено стать одним из швейцарских символов, но они уже по праву заработали доброе имя на стройплощадках Евросоюза и всерьез намерены в самое ближайшее время снискать расположение российских заказчиков
Нас было трое — главный редактор журнала «ДО- РОГИ. Инновации в строительстве» Регина Фомина, вице-президент калининградской компании «Арми- рование бетона волокном» Александр Изотов и автор этих строк. Перелет из Санкт-Петербурга в Цюрих (с пересадкой в Женеве), 45 минут на комфортабель- ной скоростной электричке до Виля, крохотного по российским меркам городка на северо-востоке страны, несколько сот метров до уютного отеля Schwanen — и мы почти у цели. Почти, так как на следующее утро нам еще предстояло небольшое автопутешествие до Санкт- Галлена, где на производственной базе компании Brugg Contec AG и состоялась обстоятельная беседа с ее руководством.
Скажу сразу: гостеприимные хозяева — генераль- ный директор Марио Брунн и главный инженер Марио Мансер — не пожалели ни сил, ни времени на то, чтобы с утра и до позднего вечера окружить нас заботой и вниманием. Причем, несмотря на всяческие форс- мажорные обстоятельства, они старались придер- живаться утвержденной повестки дня. Швейцарская пунктуальность! Хотя кое-чем из культурной программы все же пришлось пожертвовать… Кстати, интересный штрих, утром с крыльца отеля мне удалось одновре- менно лицезреть циферблаты часов, расположенных на трех зданиях Виля — железнодорожном вокзале, церкви и местной администрации. И что удивительно — они показывали одно и то же время!
Но, как говорится, «первым делом — самолеты», а в нашем случае — та самая фибра. Однако, знакомство с ней Марио Брунн начал несколько издалека — с кратко- го рассказа о «семействе Brugg». Эта группа компаний, являющаяся собственностью одной семьи, по швей- царским понятиям относится к предприятиям среднего бизнеса. Штаб-квартира находится в швейцарском городе Бругг — отсюда и ее название.
В составе группы — пять подразделений (пятое занимается собственной недвижимостью). Одно из основных направлений — выпуск различной кабельной продукции, в том числе оптоволокна. Далее — гибкие полимерные трубы для воды и газа, стальные тросы, а также измерительное оборудование и системы управ- ления.
А теперь несколько цифр. Около 2100 сотрудников, свыше 60 дочерних предприятий. Производственные мощности в Китае, филиалы в Австралии, ЮАР, Чили. Оборот группы в 2013 году превысил 660 млн. швей- царских франков. Такое вот образцово-показательное семейное предприятие среднего бизнеса!
Конечно, на все хорошее требуется время, причем стабильно-устойчивое, которого у нас в стране, по крайней мере, последние сто лет, увы, не наблюда- лось. А группа Brugg может, к примеру, похвастаться хорошей производственной биографией своих ком- паний, одной из которых нынче исполнилось 178 лет, а другой — 136. На фоне таких долгожителей фирма Brugg Contec AG неприлично молода (ей всего 4 года), но и этому есть свое объяснение — в течение несколь- ких десятилетий она являлась подразделением другой компании вышеназванного семейства.
Проникнувшись общим масштабом деятельности, мы таким образом плавно перешли к главной теме нашей
встречи — продукции компании Brugg Contec AG. Предваряла ее одна поучительная история.
Около 40 лет назад один из сотрудников компании Fortatech (именно ей и исполнилось нынче 136 лет) разрезал трос из искусственного материала на мелкие части и добавил их в бетон. История умалчивает об истинных причинах такого поступка. Но ясно одно — экспериментатор не оставил без внимания тот факт, что после затвердения бетон стал более гладким. В результате получился продукт, который будучи пред- ставленным на выставке инноваций и изобретений в Женеве, заработал золотую медаль.
— Нашим предшественникам тогда не удалось на- ладить его продажу в Европе, — отмечает Марио Брунн. — Все говорили, что пластик в бетоне — это чушь собачья, никуда не годится. Патент продали в США — страну, всегда открытую для новых идей. И только через 10 лет вернули себе права на этот продукт. По нынешним меркам, он был достаточно простым, но при этом все же значительно увеличивал прочность бетона. Сегодня мы занимаемся двумя видами волокон, при- менение которых позволяет либо полностью отказаться от использования стали в бетоне, либо до минимума сократить ее количество.
К первому виду относятся микроволокна Фиброфор (Fibrofor) диаметром менее 0,3 мм, ко второму — макрофибра Конкрикс (Concrix) толщиной 0,5 мм. Именно двухкомпонентные синтетические волокна Конкрикс вызвали у нас повышенный интерес. Они, в частности, применятся в тоннелестроении — армируют торкрет - бетон.
Специалисты хорошо знают, что на протяжении мно- гих лет торкрет-бетон армируется стальной фиброй. Общеизвестны как достоинства, так и недостатки этого материала. К числу последних относятся сложности применения, связанные с большим весом материала, комкование бетона в процессе смешивания, преждев- ременный износ оборудования, повышенная травмоо- пасность, а также склонность к коррозии.
Перед нами — упаковка Конкрикса. Шесть тысяч волокон длиной 50 мм, объединенных водорастворяе- мой оболочкой. Визуально напоминает большой набор тончайших плотно прижатых к друг другу зубочисток, правда использовать их по этому назначению нельзя — элементарно гнутся (но не ломаются!). Марио Мансер лишает их оболочки и бросает на стол — синтетические «тростинки» рассыпаются, превращаясь в подобие ощетинившегося во все стороны шара. На первый взгляд, трудно себе представить это волокнистое на- громождение в качестве чудодейственного эликсира, продлевающего жизнь бетону. Но это именно так, что доказано многочисленными лабораторными испытаниями (к примеру,во всемирно известном научно- исследовательском центре EMPF Schweiz) и практикой применения. Сейчас, к примеру, Конкрикс вполне успешно используют при строительстве Бреннерского железнодорожного тоннеля между Италией и Австрией протяженностью 55 км.
В торкрет-бетонных решениях Конкрикс позволяет перераспределять нагрузки в материале при возник- новении трещин и сдерживает их распространение. Главным здесь является количество волокон на единицу объема. Всего четыре килограмма макрофибры на кубометр бетона позволяют достичь требуемых показателей по нагрузкам. Стальных же волокон для этих целей требуется в 10 раз больше — 40 кг. А низкая масса — экономия на стоимости транспортировки и складирования.
Еще один показатель эффективности Конкрикса — удерживающая способность при напылении. Грубо говоря, с ним торкрет-бетон лучше прилипает к поверхности, меньше отваливается. А упавший на землю раствор — словно выкинутые на ветер дензнаки. Проводили исследования в идентичных условиях: по сравнению со стальным вариантом, при использовании Конкрикса потери снижаются примерно на 20%.
Нельзя не обратить внимание и на такой экономический аспект как повышение износостойкости насосов, шлангов и других частей дорогостоящего оборудования, применяемого при торкретировании. Не секрет, что стальные элементы часто повреждают их, как, впрочем, и способны и нанести травму обслуживающе- му персоналу, порвать спецодежду.
Конкрикс также позволяет устранить проблему деформаций ползучести, характерную для обычных пластиковых волокон. Как подчеркнул Марио Мансер, важно было разработать волокно, которое бы не рас- тягивалось. При его изготовлении применяются четыре различных материала, в результате чего сердцевина обладает высоким модулем прочности, а поверхность волокна, структурированная наномодифицированной оболочкой, имеет хорошую адгезию к бетону.
В процессе разработки Конкрикса учитывались малейшие нюансы. Оптимальная длина волокон, к примеру, была определена только после целого ряда ис- следований в лаборатории Цюрихского университета, опытным путем был вычислен и угол нанесения насечек на фибру, расстояние между ними. И это действи- тельно важно: слишком длинное волокно — лопается бетон, а насечки избавляют от деформаций, улучшают сцепление.
Из конференц-зала мы перешли в расположенный в этом же здании цех, где нас ожидало небольшое разо- чарование — из-за небольшой поломки не работала автоматизированная линия нарезки и упаковки Конкрикса. Полуфабрикат в бобинах поступает из-за границы — так выгоднее по причине суровых экологических нормативов, действующих в Швейцарии. Поэтому так флегматично уверены в качестве своего молока упитанные местные буренки, с альпийским достоинством прогуливающиеся буквально в нескольких метрах от цеха — мерный мелодичный звон от больших шейных колокольчиков раздается по всей округе (у каждого из них, говорят, свой неповторимый звук, по которому хозяева и отличают своих коров).
Что же касается финишных операций с Конкриксом,
то здесь необходимо отметить следующие детали. Волокна, поступающие сразу с 20 бобин (из-за чего линия чем-то одновременно похожа на ткацкий станок и струнный инструмент), нагреваются, структурируются и формируются в пучок-«колбаску», который затем «шинкуется» и упаковывается. Линия управляется одним оператором. Электронная система контролирует все параметры, в том числе поддерживает строгий температурный режим.
Имеющееся оборудование позволяет выпускать 1,2 тысячи тонн в год, сейчас фактически выходит 700. При этом спрос постоянно растет, но для выхода на полную мощность не хватает сырья. Проблема решится с запуском нового экструзионного оборудования на предприятии-партнере в Германии.
В этом же помещении линия по упаковке Фиброфо- ра. Волокно поступает со второго этажа, но нам туда нельзя: процесс производства — коммерческая тайна.
На этом деловая часть программы была завершена и мы отправились знакомиться с достопримечательностями, предварительно подкрепившись изысканными блюдами сыроварни в местечке Аппенцелль (имен- но здесь дефицит времени помешал хотя бы кратко изучить процесс производства этого продукта). Далее наш путь пролегал через живописные швейцарские де- ревушки к горе Hoher Kasten, на которую мы поднялись по канатной дороге. На высоте 1795 м нас поджидал ресторан с вращающимся полом и… густой туман (см. общее фото на его фоне). На этом публичный, несколько сумбурный отчет о швейцарской командировке позвольте закончить, отметив напоследок лишь один небесспорный посыл. Если точное местонахождение (да и сам факт существования) такого компонента как «фибры души» и по сей день доподлинно неизвестно, то относительно бетонных